В 2014 году престижная Притцкеровская премия досталась неудавшемуся в свое время регбисту, но состоявшемуся архитектору. Он прославился, как месте бумажной архитектуры с буквальном смысле слова, а не в том, который в него вкладывают в России. Итак, Шигеру Бан – нетипичный японец, который изучает архитектуру в США.
Особенность, отмеченная жюри
В первых строках жюри отметило гуманитарную деятельность архитектора. Это действительно деятельность, достойная похвалы. И ее не стоит воспринимать, как проявление обычной буржуазной благотворительности, а также как благородный гражданский порыв. Архитектуру Шигеру можно противопоставить творениям предыдущего лауреата, Тойо Ито, который адаптировал свои творения к общественным задачам. А вот у нынешнего лауреата архитектура изначально полностью приспособлена к данным целям.
Проекты Шигеру Бан
Можно смело сказать, что пего проекты домов для жертв цунами в Шри-Ланке, модулей для переживших землетрясение в Японии, а также для руандийских беженцев – это не параллельная жизнь, а побочный продукт его личной лаборатории. В отличии от многих, Бан отвергает компромиссы в привычной трактовке: вместо того, чтобы обрезать идею, тем самым подстраивая ее под требования традиционной экономики и типологии, архитектор ищет для нее органичное поле.
Например, после катастрофы на Фукусиме, чиновники не одобрили его мобильные убежища, так как им было проще контролировать поведение эвакуированных, если они лишены всякой приватности. Другие на его месте просто забросили бы эту идею, но Шигеру показал проект университетам и разбил лагерь на их территории, откуда они все дальше и дальше распространились по стране.
Новое направление
Шигеру Бан не делает выбор между космополитизмом и этникой, не «эксплуатирует» материал и свое дарование, а делает все исключительно уместно. Именно поэтому страсть к бумажным трубкам, которая родилась благодаря стремлению изменить архитектуру, как это сделали Бакминстер Фуллер и Фрай Отто, в итоге привела к «органическому модернизму». Одним из положительных моментов стало то, что формы, которые в бетоне смотрятся надуманными и неуместными, для дерева и бумаги вполне естественны и органично вписываются в общую картину.
Конечно же, речь не идет об полном отказе от бетона в пользу прочих материалов. Основной посыл в том, что эпоха универсальных решений проходит, а наступает время всеобъемлющей контекстуальности. Также, задевая немного философию, можно сказать, что в наше время нет ничего вечного, поэтому продолжительность жизни архитектурных творений больше нельзя измерить исключительно прочностью конструкций и эстетикой. Шигеру Бан говорит, что архитектура, созданная ради выгоды, в том числе и из бетона, является временно, так как рано или поздно это здание снесут, чтобы построить новое. Поэтому и бетон можно считать временным материалом.