» Мастерская Witherford Watson Mann Architects получила премию Стирлинга
Ноябрь 2nd, 2013

В данном году в кратком списке лауреатов на премию Стирлинга нету настоящих знаменитостей. Это характеризует не только грустную экономическую ситуацию, но и двойственную природу одной из наиболее объективных наград в мире. Лауреатом может стать архитектор вместе со своей мастерской, но есть значительное ее отличие от Притцкера – получение этой премии гарантируется не суммой заслуг, а отдельно взятым зданием. Так что, с одной стороны, корона победителя два года подряд может достаться одному и тому же человеку, как, например, Заху Хадид, но с другой стороны, премию Стирлинга нередко получают знаменитости достаточно позже всех остальных премий и призов, как Ричард Роджерс, выигравший лишь в 2006 году.

Высокий статус данного мероприятия в Великобритании вовсе не означает его полную защищенность и неприкосновенность, даже наоборот. Прогрессисты, которые и организовали это соревнование, вместе с победителями должны постоянно защищаться от идейных противников, преимущественно консерваторов. Сами сооружения, которые удостоились награды, тщательно исследуются критиками и журналистами. Не исключение и работы самого Стирлинга. Стоит заметить, что за 18 лет отдельные части зданий поизносились, что вызывает злорадные усмешки у многих оппонентов, но это и повод задуматься всем остальным. Так что сейчас долговечность и надежность – это отдельные критерии оценки, не менее важные, чем и все остальные.

Чтобы получить данную награду, названную в честь британского зодчего, которая задумывалась с целью создания связи между современной архитектурой и обществом, сложность объекта, его размер и т.д. не имеют значения. Главными пунктами, что берутся во внимание, являются «устойчивость», бюджет, замысел и средства его воплощения, функциональность. В итоге можно сказать, что эта премия как нельзя лучше показывает отсутствие связи между деньгами и культурным качеством.

В этом году темой стало обновление в различных его вариантах, начиная от радикальных местного значения в типологически традиционных зданиях, и заканчивая реновацией обветшавшей постройкой середины прошлого века. Победитель, мастерская Witherford Watson Mann Architects, смогла соорудить отличную гостиницу среди руин сгоревшего замка Astley Castle в Уорвикшире.

То, что осталось после пожара 1978 года, тщательно законсервировали, а гостевой дом построили прямо посередине укрепленной усадьбы. Интересной особенностью является то, что с некоторых ракурсов новостройку даже не видно, хотя у нее самой также есть собственный смысл и остроумная логика. На первом этаже размещаются спальни и ванные комнаты, а выше – общие помещения. Это позволяет любоваться развалинами эпохи Тюдоров и короля Якова. Несмотря на то, что уровень данного проекта очень высок, интрига сохранялась до последнего, ведь многие не верили, что премию могут отдать за реконструкцию.