Внимание привлекает одна из выставок, которая называется «Необыкновенные голоса». Поддерживая общую тематику триеннале – «устойчивость», ее посвятили одному из истоков «зеленого» движение, который существовал тогда, когда слово «зеленый» в значении «экологический» не употребляли. И данный исток – культурное движение 1960-х – 1970-х годов, когда начали использовать энергию солнца и вторсырье, чтобы жить в гармонии с природой, а также чтобы отказаться от общества потребления.
Куратор Каролина Маниак-Бентон встречалась с несколькими ключевыми фигурами того времени, рассказы которых и стали основой данной выставки, а также вошли в нее в виде видео-интервью.
Главные темы выставки
Каролина вместе со своим коллегой Джереми МакГован выделили в общем материале три ключевые темы: «Эксперимент», «Отходы» и «Инструменты». Символом бесконечного экспериментирования, которое было характерно для того времени, стал Стив Бэр, проектировщик устройств, нацеленных на использование солнечной энергии. Сейчас, как и 40 лет назад, он рассматривает солнечную энергию, как отличный путь к автономии от государственной системы существования, также он остался верен принципу, что такие технологии должны быть общедоступными, а не присваиваться властями, что и происходит на данный момент.
Работа Сима Ван дер Рина
Сим Ван дер Рин представил фигуру, которая олицетворяет проблему вторичной переработки сырья. Он приложил огромные усилия к решению проблемы утилизации продуктов жизнедеятельности человека, среди предложенных решений были сухие туалеты, экологические канализации и системы использования «серой» воды. Его идеи нашли воплощение в домах без каких-либо коммуникация, а также в городских домах. Сим стал редким примером слияния с истеблишментом того времени. В роли главного архитектора Калифорнии во второй половине 70-х годов, он стал автором первой государственной программы строительства энергоэффективного офисного здания, разработал нормативы по использованию энергии для всех новых построек и по доступности для лиц с ограниченными возможностями.
Кураторы также рассказывают, что обыденная ныне практика по сортировке мусора, которую прививают с детства на Западе, как норму приличного поведения, в 60-х была действительно подрывной деятельностью. Например, купола из промышленных отходов и частей автомобилей доставались хозяевам-строителям даром, а вот сейчас отходы стали таким же сырьем, как и прочие ресурсы, и стоят иногда достаточно больших денег. Если ранее добыча цветных металлов путем сжигания всей органики в отходах была невыгодной, то сейчас это практикуют повсеместно.
В разделе «Инструменты» промышленный дизайнер Джеймс Болдуин в своем интервью рассказывает о собственных новых инструментах, которые позволили бы жить самодостаточной жизнью.